31.05.2022
26775

Российские покупатели Asos, Farfetch, Yoox, Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius, Mothercare и Levis, Sephora, Adidas столкнулись с проблемой возврата средств.

Одни не могут вернуть свои деньги за ранее купленные подарочные карты и сертификаты, другие – за возврат товаров. Кстати, по наблюдениям российских покупателей, часть китайских сайтов также перестала работать с Россией.

Практически все компании аргументировали такой поворот событий проблемой с обработкой платежей, которую каждая торговая марка решает в своём темпе.

Что касается подарочных карт и сертификатов, магазины предлагают пользователям продлить срок их действия. Возвращать деньги за подарочные карты компании не спешат, так как они не закрыли юридическое лицо, а временно приостановили деятельность.

Жёстче всех повёл себя британский Asos – они принципиально перестали возвращать деньги за возвраты и отвечать на запросы клиентов сразу же, как только началась спецоперация. Даже за те товары, которые поступили к возврату в феврале. А, ведь, у некоторых покупателей на маркете накопились приличные суммы (по 20, 30, 70 и даже по 100 тысяч рублей).

Сначала компания и вовсе не отвечала на жалобы и официальные запросы клиентов на возврат. В мае Asos оживился, наконец-то открыв на своём российском сайте службу поддержки, но так и не предложил решения текущей проблемы:

«Приносим свои извинения, но сейчас и до дальнейших уведомлений мы не можем обрабатывать заказы от клиентов в России. Более подробную информацию смотрите в разделе "Помощь"», – сообщается на официальном сайте Asos в России.

Farfetch не возвращает средства не потому, что не хочет, а потому что на карты, чьи банки попали под санкции, в данный момент вернуть средства невозможно.

Для решения этой проблемы клиентам Фарфетч необходимо предоставить другие данные (соотвественно, открыть новые карты). Люксовый маркетплейс всё это осуществляет вручную – потребуется больше времени на выполнение операций. Кроме того, все изменения должны быть обработаны с особой аккуратностью, так как при вводе новых данных могут активироваться мошенники.

Компания H&M после начала спецоперации открыла линию поддержки и сразу же стала исполнять все запросы на возврат в порядке очереди обращений. Присылают инструкцию и даже покрывают почтовые расходы.

Sephora принимает запросы на почту client@sephora.ru – сообщают покупатели. Обратным письмом компания присылает образец заявления, который нужно заполнить и вложить карту Сефора в конверт – всё это необходимо отвезти самостоятельно или отправить на адрес: 115054, Москва, Космодамианская наб., д.52, стр.3, ящик #17. Возвращают средства не только с новой карты, но и с остатка. В заявлении нужно указать "Вернуть остаток с карты".

Американский маркетплейс iHerb сообщил, что о невозможности сейчас вернуть деньги за недоставленные товары российским покупателям на банковские карты. При этом в компании отметили, что могут перечислить средства либо на банковский счет, либо на счет на iHerb в качестве вознаграждения.

Первый вариант подразумевает, что деньги будут доступны только после восстановления обработки международных платежей. При втором варианте будет возможность потратить баллы. При первом варианте средства станут доступны только после того, как будет восстановлена обработка международных платежей. При втором варианте баллы можно будет потратить на покупку новых товаров, доставку которых компания планирует организовать в третьи страны.

Что происходит и как вернуть деньги?

Процедура возврата средств всегда находится в зоне ответственности платежных систем – Mastercard и Visa. В банках есть услуга chargeback (чарджбэк) – это процедура, позволяющая оспорить банковский перевод денег, если продавец оказался недобросовестным.

Даже в обычное время в случае возврата магазины возвращают деньги только на ту карту, с которой клиент оплачивал товар. А в случае утери карты – на его расчётный счёт.

То есть, именно платёжные системы должны решать вопрос с возвратом средств. Однако технически реализовать это сейчас невозможно – они приостановили работу в России с началом спецоперации.

Остаётся вариант, если деньги будут поступать по корреспондентским соглашениям между конкретными банками. Но вероятность того, что у зарубежной кредитной организации, в которой обслуживается продавец, есть прямые отношения с российским банком, невелика. Более того, банк, на расчетный счет которого возвращаются деньги россиян, не должен находиться под санкциями ЕС или США.

По состоянию на конец мая 2022г. вопросы с возвратами продолжают решаться и обсуждаться между взаимодействующими структурами. Многие покупатели составляют иски и пишут в Роспотребнадзор.

В первую очередь рекомендуем обращаться в свой банк, картой которого вы производили оплату, и просить о чарджбэке. Подавать заявление в своём банке на оспаривание платежа нужно со всеми доказательствами о том, что товар вами был отправлен.

Некоторые пострадавшие клиенты Asos и др. магазинов в социальных сетях стали отписываться, что у них получилось получить возврат чарджбэком, например, в "Сбере"

Банк «Зенит» также ответил, что не фиксируют сложностей при оформлении процедуры чарджбэка для держателей карт международных платежных систем.

Все обращения пострадавших покупателей находятся на особом контроле службы в виде официальных претензий и жалоб. Если число пострадавших окажется большим, будут поданы групповые иски к компаниям, которые грубо нарушают права потребителей. Проверка некоторых обращений показывает, что ряд компаний заявили о временной приостановке выплат, не отказывая напрямую потребителям в возврате денег. По закону деньги всё равно обязаны вернуть.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей о скидках.

Рекомендуем
Фестиваль «Блогеры России 2025»
День России 2025 в Санкт-Петербурге: программа мероприятий
Даты репетиций «Алые паруса 2025» в Санкт-Петербурге